?

Log in

Previous Entry | Next Entry



В самом начале «лихих» девяностых в разных изданиях Владикавказа печатались «Диалоги в межкадровом пространстве» Мадины Тезиевой. Они были сделаны в жанре так называемого «воображаемого интервью». Печатались они в рубрике «Зазеркалье». Сам избранный автором жанр казался мне экстравагантным, но с литературной точки зрения эти интервью были безупречны. Недавно они вновь попались мне на глаза (Мадина уничтожала свой архив, чтобы не париться с вытиранием пыли). Я перечитал их. Мне кажется, они не устарели. Итак, предлагаю вашему вниманию воображаемое интервью Мадины Тезиевой с Сергеем Эйзенштейном и Андреем Тарковским.


Мадина: Сергей Михайлович, Андрей Арсеньевич, ваши фильмы всегда казались и кажутся мне детскими.
Андрей: Почему?
Мадина: В ваших, Андрей Арсеньевич, нет внешнего сюжета. Они созерцательны. Только в детстве человек может часами смотреть в небо. А Ваши, Сергей Михайлович, напоминают мультипликацию. Мера Вашей условности такова, что живые артисты кажутся неживыми: рисованными. Вы делает противоположное тому, что делает Норштейн в «Шинели».
Сергей: Норштейн – это кто?
Андрей: Я Вам рассказывал.
Мадина: Его рисованные персонажи кажутся живыми актерами, а у Вас – наоборот.
Сергей: По выражению Джона Констебля, никогда не существовало «художника-дитя». С еще большим основанием я могу утверждать, что «кинорежиссер-дитя» существовать не может.
Мадина: Я осознаю это.
Сергей: Кстати, Вы кто?
Мадина: Я – кинорежиссер.

Андрей, Сергей: Покажите свои фильмы.
Мадина: Пожалуйста…
Сергей: Не во всех Ваших фильмах есть ритм.
Мадина: Что Вы понимаете под ритмом в кино?
Сергей: Ритм зависит от ведущих идей.
Андрей: Есть трудновыразимая словами связь между символами времени и выразительностью ритмов.
Мадина: Я не понимаю Вас.
Сергей: Вы помните, чьей дочерью была Гармония в греческой мифологии?
Мадина: Ареса и Афродиты. И что?
Сергей: Она символизирует порядок, который проявляется через ПРИТЯЖЕНИЕ и ОТТАЛКИВАНИЕ.
Мадина: И что?
Сергей: Наверное, надо было начинать не с ритма.
Андрей: Ваш опыт педагогической работы, Сергей, серьезнее моего. Но я попытаюсь объяснить, Мадина. Вы снимает так называемое этнографическое кино?
Мадина: Да. Так называемое «этнографическое».
Андрей: И, судя по Вашим работам, Вы претендуете на то, чтоб это было искусством?
Мадина: Да. Я претендую.
Андрей: В древнем искусстве восприятие было чувственным, «первичным». В христианском искусстве – восприятие символическое. Вы понимаете? ИДЕЯ определяет форму. Ваш первый фильм «Пятмат» снят об язычестве. Ваш оператор смог понять язык пластики языческого мира. Если бы Вы, как режиссер, ограничились созданием пластических этюдов, к Вам бы не было никаких претензий. Но Вы пытаетесь сделать мировоззренческую вещь. Это слабо. Вы и не внутри язычества и не вне его.
Мадина: Вы хотите сказать, что искусство должно быть религиозным*
Андрей: Да.
Сергей: Надо приносить жертвы, чтобы понять главное.
Мадина: Да, но «я» - это всегда «я» плюс мое окружение.
Андрей: Как на Вашем родном языке звучит слово «Родина»?
Мадина: «Фыды баестае» - пространство отцов.
Сергей: У каждого пространства – свой голос.
Андрей: Оно есть нечто живое. Соучастник, а не объект. Время постоянно присутствует в пространстве. Важно видеть пространство через призму событий, которые происходят в нем.
Сергей: У Аристотеля есть теория места. Он определяет его как силовое поле с качественными характеристиками.
Мадина: Мне кажется, Вам удалось создать такое «силовое поле» в «Иване Грозном».
Сергей: Да. Я умер от инфаркта, чтобы не переделывать этот фильм. От меня требовали переделок. А вносить их, значило разрушить «силовое поле». Способность уловить существенное в беспорядке внешнего – это атрибут духа, а не физиологии чувств.
Мадина: Иногда в Ваших работах, Сергей, и в Ваших, Андрей, меня пугает проникновение в изображаемое, которое граничит со слиянием.
Сергей: Гармония возникает, как правило, по контрасту. За счет «непопаданий» «попадание» кажется слиянием.
Андрей: Восприятие режиссера рациональное, интуитивное и чувственное одновременно.
Мадина: Композитор может сочинять музыку, не умея играть на определенных инструментах.
Сергей: Не ищите лазеек. Обладать интеллектуальной зрелостью и быть профессионалом – это необходимое условие. Хоть и недостаточное.
Мадина: В каком пространстве вы находитесь сейчас?
Сергей: В межкадровом.
Андрей: Сергей шутит, как всегда.
Сергей: Мы уходим, Мадина.
Мадина: Куда?..

ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 8th, 2017 04:31 pm (UTC)
YXODYAT V PAMYAT' ILI NEBITIE.🍥🍨🍫🍮🍱🍰🍭🍪🍧🍤🍣🍦🍩🍬🍯🍠🍡🍢🍟🍞🍝🍚🍗🍕🍔🍘🍛🍜🍙🍖
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

buividas333
buividas333

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel